понедельник, 1 сентября 2014 г.

 Ұмыту т ұтҚынынан
(Б. Майлиннiң 120 жылдығы)
Из плена забвения
(120 лет со дня рождения Б. Майлина)
Литературный обзор


Цель: Популяризация творчества писателя Беимбета Майлина среди пользователей, пробуждение их интереса к поэзии, прозе.
       Добрый день, уважаемые читатели. Наше мероприятие посвящено казахскому писателю Беимбету Майлину.
        «Битва займется – меня там ищите!» - так определил свою гражданскую позицию Беимбет Майлин в одном из стихотворений. Казахский писатель, драматург, один из основоположников казахской литературы. Он внес заметный вклад в становление почти всех ее жанров. Его перу принадлежит около двухсот пятидесяти поэтических, более ста прозаических и драматических произведений и оперных либретто. Наиболее ярко его талант проявился в жанре рассказа. Беимбет Майлин – корифей казахской литературы, поэт, прозаик, публицист и драматург был истинным выразителем народных дум, глашатаем дружбы народов, защитником интересов жителей казахского аула. Мы вправе называть его певцом родного края, национальной гордостью казахского народа. 
Тобол течет сквозь лето,
И солнце обнимает Беимбета.
Носил он гордо жизненную ношу,
Достойную великого поэта,
Его припомнив, тополь серебристый
Дыханьем ветерка качает листья.
Как будто бы вчера, сам Би-ага
Здесь отдыхал под кроною тенистой.
Я тоже рос в груди степи широкой
И с детства познавал ее уроки.
Не знал бы я величия степи,
Когда твои бы не читал я строки.
С твоим, ага, героем Мыркымбаем
В одном строю уверенно шагаем.
Потомки Раушан, Шугы, Жалбыра,
О светлой жизни мы стихи слагаем.
Ты ввысь взлетел — рукою не достать,
Такой полет лишь соколу под стать,
И словно Сокол, ты в гнездо родное
К нам возвратился, Би-ага, опять!
          Эти слова костанайского поэта Акылбека Шаяхмета посвящены известному казахскому писателю, нашему земляку Беимбету Майлину. 
  Беимбет (Бимухамет) Жармагамбетович Майлин  родился на территории современного Тарановского района Костанайской области 15 ноября 1894 года в семье бедного скотовода. Еще ребенком Беимбет лишился родителей и рос у бабушки Байдас. Уже  с семи лет ему пришлось работать, пас ягнят бая. Многое пришлось испытать в жизни писателю. Но было и хорошее. Его бабушка, трудолюбивая, острая на язык, знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. 
       Майлин с любовью вспоминал свою бабушку Байдас: «Бабушка, мечтавшая о моей учебе, любила поэзию».  Мальчик рос пытливым и любознательным. Несмотря на нужду, в 1910 году его отдали учиться в аульное медресе, а затем в школу в Троицке.
          Еще во время учебы он познакомился с передовыми представителями татарской и башкирской литературы Галимджаном Ибрагимовым, Мажитом Гафури и Сайфи Кудашем. А в Троицке судьба свела Майлина с редактором журнала «Айкап». Встреча с профессиональными литераторами – Мухамеджаном Сералиным и журналистом, поэтом Султанмахмутом Торайгыровым, еще больше усилила тягу Беимбета к литературным занятиям. Первые стихи и рассказы появились в рукописном журнале «Садак» («Лук»), издаваемом студентами медресе. Тогда же он посылает свои произведения в демократический журнал «Айкап» и в газеты Казани. Ташкента, Оренбурга.
        Творческий путь Беимбета Майлина начинался с создания поэтических произведений. В самых первых своих стихах он поднимает животрепещущие вопросы жизни народа, особенно уделяет внимание темам свободы и равенства.
                 Первым стихотворением, опубликованным в периодической печати были «Думы».  В стихотворениях «Черты мусульманина» (1912), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «Богатство» (1915), «Летний вечер» (1915) Майлин описывал свои раздумья о жизни, несправедливости, тяжёлой доле трудящегося народа. 
В произведении «Письмо отцу» он описывает тяжелую жизнь бедняка:
О родной ты мой сынок,
Что ты спутался с Ордой!
Наступил уборки срок,
Весь аул живет страдой.
Бай наш тучен, как  бугай
И не служат сыновья.
Хлеба, мяса -  отбавляй!
Ходит в шелке вся семья.
У меня ж халат один
Рваный, с латаной спиной…
         Своим творчеством Беимбет поднял жанр поэмы на новую высоту. Его поэмы «Байдың қызы», «Разия қыз», «Қашқын келіншек», «Зайқұл», «Маржан», «Бөліс», «Мырқымбай» и другие благодаря разнообразию охватываемой тематики, сюжетной притягательности, самобытности стиля и языка являются лучшими образцами казахской поэзии
          Самые «болевые» вопросы 20-30-х гг. получили своё художественное воплощение в творчестве писателя. Появление первых тракторов, машин, поездов, организация колхозов, строительство заводов и фабрик, равноправные взаимоотношения между людьми запечатлены автором как доселе невиданное чудо, потрясшее воображение.   
         Слабое здоровье заставило Беимбета, не окончив медресе, уехать в аул,  где он  работал учителем. В 1919-1921 годах Майлин в отряде чрезвычайного комиссара Алиби Джангильдина руководит кружком самодеятельности, пишет пьесы для красноармейцев. Первый поэтический сборник Б.Майлина вышел в 1923 году. В 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ».  
            Долгие годы он работал в редакциях областных и республиканских газет, в издательстве художественной литературы, главным редактором литературной газеты «Қазақ Әдебиет».  
               В поэзии Б.Майлин создал галерею образов трудовых людей. Особенно широкой популярностью среди казахских читателей пользуется образ бедняка Мыркымбая, имя которого в народе стало нарицательным. Юмор и задушевность цикла о Мыркымбае обеспечили ему долгую жизнь.

            Образ Мыркымбая- это образ человека из народных низов. Устремления и судьба Мыркымбая были близки самому автору. Он и Маркымбай как бы вместе шагают по жизни и вместе переживают обновление - социальное и психологическое. Мыркымбай меняется вместе родным аулом; покорность мира сего, первый протест, осознание своих прав, столкновение с «темным царством», освобождение от социальных пут -вот история бедняка-крестьянина, прослеживаемая поэтом в течение 12 лет.

            Уже в одном из первых стихотворений цикла (цикл состоит из 20 стихотворений и двух поэм) «Мыркымбай»  поэт показывает, как у его героя исподволь зреет протест против несправедливости.
Различные жизненные ситуации, в которых попадает Мыркымбай- вначале покорное подневольное житие, глухое недовольство, открытый протест,    затем чувство хозяина на своей земле и т. д. - все это позволяет писателю проследить становление новой личности. Сталкивается ли Мыркымбай со старостой или муллой, участвует ли в пределе пастбищ богачей, трудится ли на свое клочке земли, садится ли за Руль трактора - мы видим человека из самой гущи народа, наделенного острым умом, настойчивого и трудолюбивого. В стихотворении « но, мой пегий конек!»  Мыркымбай насмехается над уходящей в прошлое стариной. Образная система этого стихотворения подчёркивает специфику «крестьянского» мышления героя. Да и само название стихотворения звучит буднично, по-крестьянски. Крестьянин работает в поле, за плугом и обращается к коню: «Но, пегий мой конек, смотри какой денек!».  Весенний день год кормит, и не след ему, труженику и кормильцу, в такой погожий день прохлаждаться, как делают те, кто участвует в пустых празднествах. Здравый ум человека из народа подсказывает ему, что угрозы религиозных фанатиков о страшной каре на том свете вряд ли правда. 

Радостно, почти торжественно звучит стихотворение «Дай руку, Мыркымбай»(1926).Поэт и герой присутствуют на празднике труда и видят плоды своих рук. В стихотворении звучит не только радость, но и призыв к свершениям. Труд для поэта - высшее мерило достоинства человека, ибо только труд создает богатства земные, богатства материальные духовные. «Доля счастливая твоя», «Путь к солнцу» определяются только трудом, порядочностью и на этом пути авторское выражение «Руку дай навечно,  друг мой Мыркымбай!» звучит как клятва верности. 

Друг Мыркымбай
 Добыл в бою
Ты долю светлую свою,
Нашел ты свой
Счастливый путь -
Иди ж вперед
И стойким будь!
Пойдем мы к солнцу!
Руку дай
Навечно,
Друг мой Мыркымбай
      Мыркымбай - собирательный образ, позволивший поэту воспроизвести реальные события переломного времени».  В лице Мыркымбая, как в зеркале, отразились изменения в миропонимании аульных бедняков. В него поверили, как в реально существующего человека, который может прийти на помощь в трудную минуту. Так, позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, широчайшие круги читателей поверили в Теркина и полюбили его» -  писал поэт К. Жармагамбетов.

         Событиям национально-освободительного восстания 1916 года посвящено стихотворение «Кровавый туман». Возлагая надежды на Февральскую революцию, написал стихотворения «В степи», «Казаху». Своим творчеством Беимбет поднял жанр поэмы на новую высоту. Его поэмы «Байдың қызы», «Рәзия қыз», «Қашқын келіншек», «Зайқұл», «Маржан», «Бөліс», «Мырқымбай» и другие,  благодаря разнообразию охватываемой тематики, сюжетной притягательности, самобытности стиля и языка являются лучшими образцами казахской поэзии. 
       В рассказах Майдана, написанных в двадцатые года, повествуется о духовном пробуждении казахских трудящихся, об  их первых активных шагах в общественной жизни, их борьбе с пережитками прошлого. Судьбы героев Б. Майлина различны. В рассказе "Таубай" показана горестная судьба Таубая - сыне батрака, который не смог получить образования, потому что не хотел переносить побоеи муллы; в рассказе "Айранбай" мы узнаем о судьбе бедняка - сапожника Айранбая, который за всю жизнь не мог заработать себе даже на сапоги.  В рассказе "Эпоха" мы наблюдаем, как вчерашний байский слуга при помощи советского суда получает от бая заработную плату, которую не мог получить всю жизнь.      
    Беимбет Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник поэм Майлина был издан в 1936 году под названием «Маржан». Среди написанных поэм: «Байская дочка» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Маржан» (1923), посвящённые трагической судьбе девушки-казашки в дореволюционном ауле, «Канай» (1928), «Сагындык» (1927), «Сказка старухи» (1927), описывающие Гражданскую войну и установление Советской власти в Казахстане. 
          Многогранно и всеобъемлюще творчество Б. Майлина. Им написано около двадцати пьес и оперных либретто. Его пьесы «Фронт», «Шуга», «Порядок Талтанбая», «Мулла Шаншар» и сейчас идут на сценах театров. Б.Майлин был соавтором сценария первого казахского художественного фильма «Амангельды».
                 Талант Б.Майлина ярко проявился и в прозе, особенно в жанре рассказов. Он – прекрасный художник слова, которому удалось через свои рассказы передать дыхание времени. Первый его рассказ «Быль» был опубликован в журнале «Айқап». Среди написанных рассказов: «Восемьдесят рублей» (1918), «Равноправие бедняка» (1923), «Айранбай» (1924), «Буланый иноходец» (1924), «Оправданный труд» (1928), «Рыжая полосатая шуба» (1928), «Письмо Шапая» (1928), «Председатель колхоза Камиля» (1930), «Чёрное ведро» (1930), «Улбосын» (1930), «Мукыш, сын Арыстанбая» (1930) и другие. Беимбет Майлин написал около 15 повестей, роман «Азамат Азаматович».

                     Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации.
              
            Наиболее известной из всех его произведений является его первая повесть «Памятник Шуги», написанная в 1915 году, переработанная и вышедшая в 1922 году. «Памятник Шуги» - одна из лучших повестей Б. Майлина, где проявился его талант психолога и певца родной земли. В ней Майлин реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям. Б.Майлин с болью в сердце говорит о беспросветной нужде, тяжелой доле бедняков, гневно осуждает родовые распри и предрассудки, религиозный фанатизм, усугубляющие и без того трудную жизнь простых людей. Причину трагической гибели юной и прекрасной Шуги Майлин, как и Торайгыров, видит в окружающей среде. Жестокие обычаи феодальной старины губят героев.

            Повествование ведется от лица аульного джигита-свидетеля трагических событий, происшедших в его молодые годы, когда он близко знал Абдрахмана и Шугу. И вот теперь, много лет спустя, проезжая мимо памятника Шуги, взволнованный до глубины души, рассказывает он своему молодому спутнику горькую историю, случившуюся здесь. То и дело в ходе повествования звучит взволнованный голос рассказчика, дающего оценку людям и событиям. Близкое знакомство рассказчика с действующими лицами позволяет раскрыть их как бы изнутри, живо и зримо.  Ярко выраженные социальные, психологические характеристики, демократизм языка, умение показать внешне простоватых, но «себе на уме» людей из гущи народной, мастерство живописать бытовые детали - своеобразие таланта Майлина-прозаика. И он получает широкое признание.
      Сюжет произведения драматичен: красивая и умная девушка Шуга не переносит, что ее любимого Абдрахмана сажают в тюрьму, и, тяжело заболев, умирает. Действие повести развиается быстро, динамично и сразу же захватывает читателя. Образ Шуги раскрыт устами рассказчика, повествующего об истории Шуги и Абдрахмана: «Красавица! Светлоликая, нежная, стройная, черноглазая, Как говорится, такая, что и съел бы ее. Говорила сдержанно, с достоинством, походка плавная, как у павы, и в каждом жесте, движении  - благородство. Нынче такой в степи не найдешь». Близкое знакомство рассказчика с действующими лицами позволяет раскрыть их внутренний мир. Со свойственной Майлину выразительностью нарисованы в повести предреволюционный аул, быт людей; очерствевшие душой феодалы Кажибай и Азимбай – главные виновники разыгравшейся трагедии.
В письме Шуги к любимому она жалуется:
На беду мне была красота дана
Принесла только горе тебе она,
Но о нашем счастье мечтала я
Твердо верила: наша судьба одна
Я хотела, чтоб мною владел лишь ты
Я из жизни земной ухожу одна,
Не увидев лица родного черты.
Пусть хоть последнее это письмо
Напомнит тебе о бедной Шуге.         
            Повесть задевает глубокие душевные струны. Отмечу ее поэтичность. Трагическая судьба Шуги не может оставить равнодушным читателя, вызывая искреннее сострадание и сочувствие.       
       В дальнейшем в своих повестях Майлин неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины (повести «Коммунистка Раушан» 1923 года, «Берен» 1935 года). В повести Беимбета Майлина «Коммунистка Раушан»,  дан обаятельный образ женщины казашки, твердо ставшей на путь новой жизни. Кисть писателя пластична: то эпически повествовательный тон, то лирически взволнованный, но всегда реалистически выдержанный. Майлин известен как мастер красочной, точной  детали. Возьмем к примеру, образ Бекена, мужа Раушан в повести «Коммунистка Раушан». Нерешительный, легко поддающийся чужому влиянию и рядом с ним совсем другой характер – деятельная, активная натура жены. Меняется мир, изменяются представления, быт людей, но Бекен живет старой моралью. Старые устои гласили: «В доме муж все, жена – ничто».  Бекен, уступающий Раушан и волей, и умом желает вместо нее управлять волостью. Подстрекательства богатых соседей придают ему еще больше спеси. Забрав печать у жены, он начинает ставить ее как попало, показывая, что он первое лицо на селе, за что потом тяжело расплачивается. Сквозь тревогу и боль у писателя часто высвечивается мягкий юмор, придающий его произведениям особую привлекательность.                                                                                          
          Проза Б.Майлина, как и его поэзия, всеми корнями связана с бурным временем 20-30-х годов. Тот круг проблем, которые нашли отражение в его поэмах и стихотворениях, вновь становится объектом пристального внимания писателя. Духовное пробуждение простых людей, изменение их мироощущения и мировосприятия - центральная тема его рассказов и повестей. Он с чувством особого удовлетворения описывал новое общественное положение женщин, что, по мнению писателя, привело к обновлению их психологии, осознанию себя деятельной и равноправной личностью (повести «Коммунистка Раушан», «Волостная Культай»). Скупыми, но точными мазками рисует художник жизнь своих героинь вот, сплетничая, сидят кумушки у очага и варят мыло. Вот важно беседуют седобородые аксакалы. Вот и первое собрание в ауле. За этой будничностью незаметно, подспудно зреет недовольство, которое выльется потом в столкновении людей различных социальных позиций. 

             Доброй, пытливой Раушан, как и Культай, хочется найти свое место в жизни, они обе тянутся к свету. Разговоры о счастье заставляют трепетать их сердца. Они напряженно вслушиваются в мир звуков, в голос времени. И кажется им, что это звучит их голос, волнуются их исстрадавшиеся сердца. Многое теперь им видеться по-другому. Прекрасна весенняя благоухающая степь: алые маки и тюльпаны усеяли поля, а небо такое синее-синее. Впервые в жизни Раушан так радостно воспринимает весеннюю степь.
Эти образы -  широкое социально-психологическое обобщение значительной части женщин 20-30-х годов. 
                В повести  «Азамат Азаматович», реалистически показаны противоречия переходного периода, борьба с националистической идеологией. Роман «Азамат Азаматович» (1935), являлся первой частью задуманной трилогии, в 1935 году роман был переведён на русский язык под названием «Дочь казаха». Другие романы Майлина («Красный флаг», «Соседи», «Схватка») не сохранились, отрывки из них печатались в журнале «Әдебиет майданы» в 1932-1936 годах.

                В 1930-е годы Б.Майлин создает большое количество рассказов. Произведения новаторски показывают изменения в жизни,в душах простых людей. «День нахмурился, насупился, все вокруг точно вздыбилось. Степь поблекла, травы пожухли, повысохли. То ли туман, то ли хмарь низко нависли над землей, и сквозь эту унылую сутемень все казалось тусклым, зыбким — и несметная толпа, и сама неоглядная даль. Что это? Стадо, табун? Или люди? Толпа качнулась, будто рассыпалась. Так, бывает, отделяется от табуна косяк строптивых меринов. «Апырмау, что же это может быть?»
— подумал Шермек и, нахлестывая копя, помчался в сторону Кенжебая-бугра.  Громыхнуло. И земля дрогнула. Хлестко сверкнула молния. Толпа заколыхалась, зароптала, загудела». Это отрывок из рассказа «Рыжая полосатая шуба».  В сюжете рассказа раздается конфискованное имущество бая,  обнаруживается рыжая полосатая шуба, подаренная мироеду царем, но еще им ни разу не надетая.
Произведение написано в самый разгар борьбы,  когда мероприятия Советской власти приближают  страну к голоду, в котором погибнут и те,  кто не носил рыжую полосатую шубу и те, кто ее примерял.
             Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации, в сборнике фельетонов «Вырезки» (1924) он боролся с пережитками прошлого в сознании людей.

              Беимбет Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» (1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), «Амангельды» (1930, совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.
        В 1938 году на основе пьесы «Амангельды» был снят первый одноименный казахский художественный фильм.  Авторы сценария – Беимбет Майлин и Габит Мусрепов. Еще одним автором сценария значится и В. Иванов. 
            Фильм посвящен событиям, происходившим в Казахстане в 1916-1919 годах. Начало призыва царизмом казахов на земляные работы на фронты первой мировой войны ведет к восстанию крестьян - шаруа. Во главе восстания становится Амангельды Иманов. Позже руководитель восстания принимает Советскую власть и со своими отрядами начинает борьбу с контрреволюционными элементами. В 1919 году военный комиссар Степного края был убит контрреволюционерами. 

              А в 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и  суд, приговоривший Беимбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин был реабилитирован, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления.   Имя писателя, его творчество вернулись к людям



            Произведения Б.Майлина, обогатившие разные жанры казахской литературы и являющиеся духовным ее достоянием, будут всегда вместе с народом. «Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем кем-либо с другим связаны с именем Майлина, это он был нашим первым прозаиком-художником – и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе», - так отозвался Габит Мусрепов о писателе.
На этом мероприятие разрешите закончить.
Проводила Халамеева Ирина Владимировна, библиотекарь библиотеки-филиала № 13 г. Рудный.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться